Украшение православного храма к праздникам
Остатки рая на земле
Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл цветы "остатками рая на земле". Благоукрашение храма — это своего рода смиренная проповедь в красках, искренне и просто пытающаяся раскрыть образ нашего представления о чистой красоте, о рае, куда стремится каждая христианская душа (Архимандрит Тихон Шевкунов).
Церковное искусство
Как и традиционные виды церковного искусства, храмовая флористика происходит из монастырей и имеет своим источником жизнь монашескую. В прежние века декоративным садоводством занимались преимущественно насельники монастыря, которые несли свои послушания при монастырских садах. И это имеет принципиальное значение. Ибо "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов" (Иак. 1, 17). Из монашеского стремления жить по-евангельски, жить ради Бога и ради людей, очищаться от всего наносного постом и молитвой, укрепляться благословением духовника и рождается такое творчество, главное украшение которого — истина (Роман, епископ Якутский и Ленский).
В убранстве православного храма нет ничего случайного, все наполнено смыслом — иконы, богослужебные предметы, облачения церковнослужителей и композиции из живых цветов, изготовленные специально для каждого праздника. Украшать храмы цветами в особо памятные дни - древний православный обычай. Цветы символизируют Церковь.
Материал раздела "Фотоальбом" — из книги Галины Кондратьевой, признанного мастера флористики //Храмовая флористика: Искусство украшения храма цветами /Г.Кондратьева, Н.Комовская. — М.: ООО "КИТАС", 2013//.
Фотографии, сопровождающие печатный материал - композиции, созданные для украшения праздников в храмах Вознесения Господня и свв. целителей Космы и Дамиана Асийских (г. Екатеринбург).
Подробная информация о праздниках — на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.РУ
Общие богословские толкования символики цвета сложились из свидетельств Священного писания, из творений святых отцов, из образов древней живописи и установившихся цветов богослужебных облачений.
Основными критериями отбора цветов является их уместность, декоративность и выносливость.
Пасха Господня знаменуется красным цветом, во время праздничной недели священнослужители одеты в красные ризы, а перед Пасхой, в ночь с субботы на воскресенье, когда начинается праздничная служба, цвет облачений — белый.
В течение года выделяются двенадцать главных (помимо Пасхи) — двунадесятых — праздников. По торжественности они относятся к великим.
На праздник Рождества Иоанна Крестителя службу проводят как в ризах белого цвета, так и в ризах зеленого. В день памяти об отсечении главы — в красных или бордовых.
Служба в этот день совершается в облачениях золотистого и желтого цветов.